Изменения в оплате труда у бюжетников

31 октября 2008 - Администратор

Статья А.Куликова, опубликованная в журнале  "Кадровик.Трудовое право для кадровика" (№10, 2008 г.)

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

 

Проблема совершенствования системы оплаты труда стоит сегодня наиболее остро. Реформирование систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений и государственных органов требует непосредственного вмешательства государства. Об изменениях в сфере оплаты труда работников государственной сферы с 1 декабря 2008 г. в связи с принятием нормативно-правовых актов рассказывает автор статьи.

 

Изменения в законодательстве

 

Совершенствование системы оплаты труда следует рассматривать как одну из важнейших подзадач при реформировании системы государственных и муниципальных учреждений.

Это означает, что в основу системы оплаты труда должны быть положены принципы, направленные на стимулирование работника к повышению качества предоставляемых услуг в условиях существующей конкуренции.

Суть реформирования системы оплаты труда - отказ от Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Вместо нее вводятся более гибкие, дифференцированные системы оплаты труда по разным направлениям бюджетной сферы.

Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 583) подготовлено в целях придания новым системам оплаты труда гибкости в установлении заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений и обеспечения регулирования распределения и использования средств федерального бюджета.

Данное Постановление предусматривает единый для всех федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, срок введения новых систем оплаты - с 01.12.2008 с одновременным увеличением объема ассигнований, предусмотренных главными распорядителями средств федерального бюджета на оплату труда, на 30%.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" не предусматривалось распространение его на работников из числа технического и обслуживающего персонала, занятого непосредственно в федеральных органах государственной власти и их территориальных органах, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

В связи с этим в Постановлении N 583 помимо внесения изменений в название текст Постановления дополняется пунктом о порядке утверждения условий оплаты труда, вводимых с 01.12.2008 для этих категорий работников.

 

Распределение средств федерального бюджета

 

В целях обеспечения подготовки значительного числа нормативных документов, направленных на учет специфики трудовых отношений и мотивации персонала в зависимости от вида экономической деятельности, в указанном Постановлении уточнены полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета.

В частности, федеральным органам исполнительной власти - главным распорядителям средств федерального бюджета, имеющим подведомственные федеральные бюджетные учреждения, поручается утвердить перечни основного персонала для установления размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения.

В соответствии с новыми системами оплаты труда устанавливаемая заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы, которая выплачивается на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Кроме того, для обеспечения единства подходов в установлении систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях и предотвращения дискриминации в оплате труда работников этих учреждений предусматривается утверждение ими примерных положений по оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности.

На Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вопросов оплаты труда. В связи с этим реализация указанных полномочий предусматривается по согласованию с Минздравсоцразвития России.

 

Воинская служба

 

Абсолютное большинство воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, не имеют статуса юридического лица, формируются по принципу смешанного комплектования (военнослужащими и гражданским персоналом). Утверждение штатов на их содержание производится Генеральным штабом ВС РФ. В связи с этим, предусматривается расширение полномочий руководителей "силовых" министерств и ведомств по вопросам:

- утверждения штатных расписаний (штатов) учреждений, воинских частей и подразделений;

- установления порядка определения должностных окладов руководителей учреждений, воинских частей и подразделений;

- утверждения размеров окладов по должностям служащих и профессиям рабочих и другим вопросам.

Постановлением уточнены сроки разработки Минздравсоцразвития России необходимых для его реализации в полном объеме нормативных правовых актов:

- методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда работников федеральных органов, а также работников территориальных органов, профессиональных квалификационных групп;

- рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений;

- рекомендаций по заключению трудового договора и его примерной форме.

Кроме того, должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, необходимо устанавливать в кратном отношении к средней заработной плате работников, отнесенных к основному персоналу возглавляемого им учреждения, который составит до 5 размеров указанной средней заработной платы (вместо 3-х, предусматриваемых ранее Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605).