Создание автономного учреждения изменением типа госучреждения

9 сентября 2009 - Администратор

Статья А.Г.Снегирева, опубликованная в журнале "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 8.
 

Автономное учреждение может быть создано одним из двух способов, указанных в п. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях <1>. Во-первых, в результате изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Во-вторых, путем учреждения. Отметим, автономные учреждения здравоохранения могут быть образованы только вторым способом. Связано это с тем, что п. 3 ст. 20 Закона об автономных учреждениях наложен запрет на изменение типа существующих бюджетных учреждений здравоохранения. Кроме того, данный список могут пополнить другие государственные и муниципальные учреждения, если Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация муниципального образования установит перечень бюджетных учреждений, тип которых не подлежит изменению.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Инициатором создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения может быть как само учреждение, так и соответствующий орган власти. В последнем случае учредитель должен заручиться согласием бюджетного учреждения.

Инициатор - бюджетное учреждение

В Законе об автономных учреждениях говорится только о том, что бюджетное учреждение должно проявить инициативу. Более подробную информацию о том, как это сделать, учреждению придется искать в других нормативных документах. Поясним.
Согласно п. 8 ст. 5 Закона об автономных учреждениях установление порядка подготовки предложений о создании АУ - "вотчина" Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования. Учтите, речь идет не о предложении бюджетного учреждения - инициативе, а о предложении о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, которое подготавливает федеральный орган исполнительной власти, государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее бюджетное учреждение, в связи с принятием решения о целесообразности создания АУ. Форма предложения утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 325, а Методические рекомендации по ее заполнению - Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 261. В то же время, утверждая порядок подготовки предложений, Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные власти приводят в нем информацию о том, что должны предпринять бюджетные учреждения для изъявления желания об изменении типа учреждения.
Итак, государственному или муниципальному учреждению необходимо подготовить предложение об изменении типа бюджетного учреждения (письменное сообщение) и представить его в федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в зависимости от того, в чьем ведении оно находится. Что должно содержать это предложение, можно узнать из соответствующего документа.
Так, Правила подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 924. Пунктом 2 этих Правил установлено: если решение о целесообразности создания федерального АУ путем изменения типа существующего учреждения принимается федеральным государственным учреждением, последнее должно представить в соответствующий федеральный орган исполнительной власти предложение, содержащее обоснование необходимости создания федерального АУ. К данному предложению прикладывается копия решения об одобрении изменения типа существующего федерального государственного учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа) или руководителем такого учреждения (при отсутствии коллегиального органа). В свою очередь, федеральный орган исполнительной власти о принятом решении должен проинформировать федеральное государственное учреждение в течение месяца со дня поступления предложения.
Другие бюджетные учреждения руководствуются нормативными актами, выпущенными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или местной администрацией муниципального образования. Например, государственное учреждение Томской области, осуществляющее деятельность в сфере науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в соответствии с действующим законодательством, желающее стать АУ, опирается на Положение, утвержденное Постановлением Администрации Томской обл. от 29.12.2007 N 212а. Согласно этому Положению оно должно направить исполнительному органу государственной власти Томской области, в ведении которого находится учреждение, обращение с приложением сведений, подготовленных по форме предложения о создании АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 325. На рассмотрение поступившего обращения отраслевому органу отводится 15 дней. В течение трех дней до сведения государственного учреждения в письменном виде должен быть доведен результат рассмотрения обращения. Это может быть либо положительное решение, и тогда готовится предложение о создании АУ, либо мотивированный отказ в изменении типа бюджетного учреждения, если не выполняются следующие условия:
- соблюдение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни;
- обеспечение АУ имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления (в том числе денежными средствами), достаточным для осуществления предусмотренной его уставом деятельности и исполнения обязательств государственного учреждения перед кредиторами.
Государственные учреждения Кемеровской области могут проявить инициативу, направив в исполнительный орган государственной власти Кемеровской области соответствующее обращение, к которому прилагаются:
- сведения, необходимые для подготовки предложения о создании АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 325;
- решение об одобрении изменения типа существующего государственного учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения или руководителем этого учреждения.
Обращение государственного учреждения также рассматривается не более 15 дней (Порядок, утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской обл. от 26.06.2008 N 239).
В Республике Татарстан государственные учреждения к обращению должны приложить (Положение, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2007 N 159):
- сведения, подготовленные по форме предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения Республики Татарстан, приведенной в указанном Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан;
- трехлетний финансовый план.
Исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции рассматривает обращение государственного учреждения в месячный срок с момента его поступления. О результате рассмотрения руководитель государственного учреждения должен быть извещен в трехдневный срок со дня рассмотрения обращения.
Структурное подразделение Администрации г. Железногорска, координирующее соответствующую отрасль, должно дать ответ на предложение - инициативу муниципального учреждения, содержащее обоснование необходимости создания АУ путем изменения типа существующего бюджетного учреждения с приложением копии решения высшего коллегиального органа или руководителя этого учреждения, в течение месяца (Положение, приведенное в Приложении к Постановлению Главы г. Железногорска Курской обл. от 14.05.2008 N 813).
А вот муниципальному учреждению, находящемуся в ведении отраслевого органа Администрации г. Глазова, для проявления инициативы в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Главы Администрации г. Глазова от 19.01.2009 N 9/3, нужно подготовить:
- обращение об изменении типа муниципального учреждения;
- обоснование создания АУ;
- сведения о муниципальном учреждении, подготовленные по форме предложения, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 325;
- сведения об имуществе, закрепленном за муниципальным учреждением на праве оперативного управления;
- трехлетний план финансово-хозяйственной деятельности АУ;
- решение об одобрении изменения типа существующего муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такового) или его руководителя (при отсутствии коллегиального органа).
Таким образом, если бюджетное учреждение хочет заявить о своем желании стать АУ, следует подготовить необходимые документы и обратиться в соответствующий орган власти, в ведении которого оно находится. Этот орган в течение установленного срока рассматривает поступившее предложение-инициативу и принимает решение: оставить все как есть (отказ) либо содействовать переводу бюджетного учреждения в автономное - подготовить предложение об изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Бюджетное учреждение только дает согласие

Второй вариант развития событий - инициатива о создании АУ путем изменения типа существующего бюджетного учреждения исходит от федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение. В этом случае орган власти должен получить согласие бюджетного учреждения (п. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях). Как именно - определяет Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация муниципального образования. Начнем с федеральных учреждений.
Согласно п. 3 Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений если федеральный орган исполнительной власти принимает решение о целесообразности создания федерального автономного учреждения путем изменения типа находящегося в его ведении федерального государственного учреждения (при отсутствии инициативы со стороны этого учреждения), бюджетному учреждению должно быть направлено соответствующее предложение. В свою очередь, учреждение в течение двух месяцев должно проинформировать федеральный орган исполнительной власти о принятом высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа) или руководителем такого учреждения (при отсутствии коллегиального органа) решении - о согласии либо несогласии. О том, в какой именно форме должно быть выражено согласие, в Правилах ничего не сказано. Скорее всего, бюджетное учреждение попросят подготовить сведения по форме предложения, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 325. Аналогичные действия установлены и Правительством Республики Карелия (Постановление от 29.02.2008 N 43-П).
А вот государственному учреждению Томской области на рассмотрение предложения исполнительного органа государственной власти, в ведении которого оно находится, отводится намного меньше времени. Свое решение о согласии или несогласии на изменение типа областного государственного учреждения оно обязано представить отраслевому органу в течение 15 дней. Муниципальное учреждение г. Серпухова должно проинформировать о принятом решении отраслевой или функциональный орган администрации г. Серпухова, в ведении которого оно находится, в месячный срок со дня поступления запроса (Правила, утвержденные Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской обл. от 03.10.2008 N 1876). Такой же срок предоставлен и муниципальному учреждению г. Железногорска Курской области.
Таким образом, инициатором перевода бюджетного учреждения в автономное может быть не только учреждение, но и орган власти, в ведении которого находится это учреждение. Однако без согласия бюджетного учреждения перевод в АУ невозможен. Причем решение о целесообразности создания АУ по инициативе или с согласия бюджетного учреждения может быть принято только в том случае, если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования и участие в культурной жизни.

Внесение предложения и проекта решения об изменении типа  бюджетного учреждения

Дальнейшие действия федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее бюджетное учреждение, не зависят от того, принято решение о целесообразности создания АУ по инициативе бюджетного учреждения либо с его согласия.
В отношении федерального государственного учреждения действия соответствующего органа таковы. Федеральный орган исполнительной власти в случае принятия решения о целесообразности создания АУ путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения по инициативе этого учреждения или с его согласия в течение двух месяцев после принятия такого решения или получения решения федерального государственного учреждения о его согласии подготавливает предложение и проект решения Правительства РФ. Данные предложение и проект направляются на согласование в федеральный орган исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом. Далее согласованные предложение и проект (кстати, на согласование отводится две недели) отправляются на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. Период рассмотрения ограничен двумя неделями. Если предложение заполнено с нарушением установленных требований либо документы представлены не в полном объеме, предложение и проект решения Правительства РФ будут возвращены на доработку. После доработки указанные документы подлежат повторному внесению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, и рассматриваются не более двух недель. Последним в цепочке является Правительство РФ, которое рассматривает внесенные предложение и проект в течение двух недель.
Цепочка будет короче, если подготовивший предложение и проект решения Правительства РФ федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. В таком случае этот орган вносит указанные документы в Правительство РФ самостоятельно.
Что касается исполнительного органа государственной власти Томской области, в ведении которого находится соответствующее государственное учреждение, он обязан поступить следующим образом. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения направляется в уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом в 15-дневный срок с момента получения согласия либо обращения учреждения. Этот уполномоченный орган рассматривает предложение в течение 15 дней. Если предложение не соответствует установленным требованиям, оно возвращается на доработку либо выдается мотивированный отказ в его согласовании. На устранение замечаний отводятся все те же 15 дней, после чего предложение опять направляется в уполномоченный орган на согласование, которое должно быть осуществлено уже в 10-дневный срок. Согласованное предложение о создании автономного учреждения направляется уполномоченным органом в исполнительный орган государственной власти, который готовит проект распоряжения Администрации Томской области о создании областного государственного автономного учреждения путем изменения типа существующего областного государственного учреждения и направляет его Администрации Томской области для согласования.
Администрацией г. Железногорска Курской области установлены более длительные сроки проведения необходимых действий. Во-первых, структурному подразделению Администрации г. Железногорска, координирующему соответствующую отрасль, предоставлено два месяца после принятия решения о целесообразности создания АУ путем изменения типа находящегося в его ведении муниципального учреждения по инициативе этого учреждения или получения согласия учреждения на подготовку предложения и проекта постановления Администрации г. Железногорска. После этого данные документы направляются на согласование в управление муниципального имущества, управление экономики и прогнозирования, управление финансов администрации города и рассматриваются каждым из них не более семи дней со дня поступления. Далее согласованные предложение и проект постановления Главы г. Железногорска направляются на двухнедельное рассмотрение в правовой отдел Администрации города.
В Республике Татарстан предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения и проект решения Кабинета Министров Республики Татарстан подлежат обязательному согласованию с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Министерством финансов Республики Татарстан, после чего они вносятся в Кабинет Министров Республики Татарстан.

Заключение

Подведем итоги. Автономное учреждение может быть создано путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения по инициативе или с согласия этого учреждения. В первом случае бюджетное учреждение направляет предложение-инициативу в федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в ведении которого оно находится. Во втором случае инициатива исходит от органа власти, в ведении которого находится бюджетное учреждение, который для того, чтобы подготовить предложение о переводе и проект соответствующего решения, сначала должен заручиться согласием учреждения. Прежде чем внести предложение и проект решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования, орган власти, в ведении которого находится соответствующее бюджетное учреждение, обязан согласовать их с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Временные ограничения проведения указанных действий устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление от 24.12.2007 N 924), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (см., например, Постановления Администрации Томской обл. от 29.12.2007 N 212а, Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2007 N 159, Правительства Республики Карелия от 29.02.2008 N 43-П, Коллегии Администрации Кемеровской обл. от 26.06.2008 N 239) или местной администрацией муниципального образования (см., например, Постановления Главы Администрации г. Глазова от 19.01.2009 N 9/3, Главы городского округа Серпухов Московской обл. от 03.10.2008 N 1876, Главы г. Железногорска от 14.05.2008 N 813, Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 25.09.2007 N 3057, Решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 28.03.2008 N 53). Данные из некоторых документов приведены в настоящей статье.
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 11697 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!