Представляем сведения о среднесписочной численности работников

15 февраля 2009 - Администратор

Статья В.В.Никитина, опубликованная в журнале "Налоговая проверка", 2009, N 1.

Приближается срок, в течение которого налогоплательщики будут представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год (не позднее 20 января 2009 г.). От значения этого показателя зависит, имеет налогоплательщик право выбора представлять в налоговый орган в следующем году налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе или в электронном виде либо нет.

В статье рассмотрено, какие именно налогоплательщики обязаны подавать сведения о среднесписочной численности работников, каков порядок заполнения формы этих сведений, как определяется среднесписочная численность работников, какая ответственность предусмотрена за непредставление указанных сведений в установленный срок.

 

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе или в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к этой отчетности. Налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек, а также крупнейшие налогоплательщики подают данную отчетность только в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством.

 

Примечание. В п. 3 ст. 80 НК РФ сказано, что налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. В Письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 уточнено, что Налоговым кодексом не установлена обязанность подавать в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету). Из этого следует, что, если налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, он не обязан представлять в электронном виде документы, которые должны прилагаться к ним.

 

Пункт 3 ст. 80 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков представить не позднее 20 января текущего года в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. В случае создания (реорганизации) организации в течение календарного года сведения подаются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее создания (реорганизации).

 

Кто обязан представлять сведения о среднесписочной

численности работников за предшествующий год?

 

В п. 3 ст. 80 НК РФ говорится о том, что данные сведения представляют налогоплательщики. В соответствии с Налоговым кодексом под ними следует понимать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Из порядка заполнения формы этих сведений следует, что их представляют организации и индивидуальные предприниматели. Рассмотрим, все ли они обязаны подавать указанные сведения.

Относительно организаций в Письме Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-131 уточнено, что обязанность представлять сведения в налоговый орган исполняется соответствующей организацией-налогоплательщиком независимо от ее организационно-правовой формы.

В отдельную группу выделяются организации - крупнейшие налогоплательщики. Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на то что крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы только в электронном виде, Налоговый кодекс не освобождает их от обязанности подавать сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели не имеют наемных работников, соответственно, у них возникает вопрос о том, обязаны ли они подавать данные сведения? В Письмах Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-08-13, от 15.07.2008 N 03-02-07/1-285 разъяснено, что п. 3 ст. 80 НК РФ и Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ не предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, от представления в налоговый орган в установленный срок сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Вопрос о необходимости представления данных сведений возникает и у лиц, применяющих УСНО. Дело в том, что "упрощенцы" для использования указанного спецрежима должны соблюдать ограничение по средней численности - 100 человек. Поскольку среднесписочная численность включается в состав средней численности, для таких налогоплательщиков применение специального режима налогообложения означает, что они автоматически соблюдают ограничение по среднесписочной численности работников. Однако, несмотря на это, п. 3 ст. 80 НК РФ не освобождает их от представления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год.

Обязана ли организация, имеющая обособленные подразделения, подавать в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников обособленных подразделений за предшествующий календарный год? При рассмотрении данного вопроса нужно учитывать, что п. 3 ст. 80 НК РФ обязывает только налогоплательщиков представлять эти сведения, а ими согласно ст. 19 НК РФ признаются именно организации. Кроме этого, сведения подаются в налоговый орган по месту нахождения организации. Следовательно, отдельно по обособленным подразделениям организации данные сведения не представляются. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364.

Таким образом, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год, независимо от того, есть ли у них наемные работники, какой режим налогообложения они применяют, и прочих особенностей.

 

Порядок и форма представления сведений о среднесписочной

численности работников за предшествующий год

 

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговый орган:

- организацией - по месту ее нахождения;

- крупнейшим налогоплательщиком - по месту учета в качестве такового;

- индивидуальным предпринимателем - по месту его жительства.

Сведения могут быть представлены на бумажном носителе или в электронном виде. В последнем случае нужно учитывать Формат представления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, в электронном виде (на основе XML) (версия 4.01) ч. LXXXII <1>.

--------------------------------

<1> Утвержден Приказом ФНС России от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@.

 

Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Рекомендации по ее заполнению приведены в Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ <2>. В форме указываются:

- ИНН и КПП налогоплательщика, а также полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

- наименование налогового органа, в который представляются сведения, и его код;

- среднесписочная численность работников, а также дата, по состоянию на которую рассчитан данный показатель. Если сведения представлены за предшествующий календарный год, то указывается 1 января текущего года, если организация была создана (реорганизована) в текущем году, то указывается 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

--------------------------------

<2> В редакции Письма ФНС России от 18.05.2007 N 25-3-06/338@.

 

Достоверность и полноту представленных сведений подтверждает руководитель организации (индивидуальный предприниматель) либо представитель налогоплательщика. Если подпись ставит руководитель организации, то указываются его фамилия, имя и отчество, подпись заверяется печатью организации, проставляется дата подписи. Если сведения подает индивидуальный предприниматель, то он ставит свою подпись и указывает дату подписания.

При подтверждении достоверности и полноты сведений организацией - представителем налогоплательщика ставится подпись руководителя уполномоченной организации, которая заверяется печатью организации, и проставляется дата подписания. При подтверждении достоверности и полноты сведений физическим лицом - представителем налогоплательщика ставится подпись физического лица и проставляется дата подписания. Также указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя, и прилагается копия этого документа.

 

Порядок определения среднесписочной численности

 

При заполнении формы сведений о среднесписочной численности работников перед налогоплательщиком встает вопрос о порядке определения данного показателя. В Письме Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-07/1-297 разъяснено, что определение среднесписочной численности работников осуществляется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденным Постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69.

Таким образом, среднесписочная численность за предшествующий год определяется на 1 января текущего года путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

 

Ответственность за непредставление сведений

о среднесписочной численности работников

в установленные сроки

 

За непредставление в установленный Налоговым кодексом срок сведений о среднесписочной численности работников налогоплательщик, а также его должностные лица могут быть привлечены к налоговой и административной ответственности:

- п. 1 ст. 126 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за непредставление в определенный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом, в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;

- ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в определенном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженной форме, в виде наложения на должностных лиц (к ним КоАП РФ приравнивает индивидуальных предпринимателей) административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.

 

Налоговая ответственность за непредставление

налоговой декларации в электронном виде

 

Пункт 1 ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за непредставление им в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Из этой нормы, а также иных положений НК РФ следует, что Налоговый кодекс не предусматривает налоговой ответственности за представление в налоговый орган налоговой декларации в бумажном виде, если на налогоплательщика возложена обязанность представлять ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В Письме Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 09.01.2008 N ЧД-6-25/2@) сказано, что привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего налоговую декларацию (расчет) с нарушением требований, установленных ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики, а также поэтапного характера введения обязательности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Учитывая изложенное, рассмотрение предложений о необходимости установления специальной ответственности за непредставление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде целесообразно осуществлять по результатам применения в 2008 г. положений Кодекса, регулирующих представление налоговых деклараций (расчетов).

В п. 3 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Соответственно, налоговый орган может отказать в приеме налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, если налогоплательщик обязан представить ее в электронном виде. В таких случаях, когда налогоплательщик подает налоговую декларацию повторно, но по истечении сроков ее представления, налоговая инспекция может привлечь его к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ. В этой ситуации налогоплательщик вправе в судебном порядке оспорить решение налоговой инспекции.

Например, ФАС ВСО в Постановлении от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 рассмотрел ситуацию, когда организация 22.01.2007 представила в налоговую инспекцию налоговые декларации по транспортному налогу за 2006 г. и по НДС за декабрь 2006 г. в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумажных носителях.

Налоговая инспекция отказала в приеме налоговых деклараций в связи с нарушением порядка представления налоговых деклараций и необходимостью их представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Организация повторно представила налоговые декларации 07.02.2007 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, но была привлечена налоговой инспекцией к ответственности, установленной ст. 119 НК РФ. Однако суд не согласился с налоговиками, отметив, что данной статьей не предусмотрена ответственность за представление декларации по неустановленной форме.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 23740 просмотров
Комментарии (8)
марина # 21 ноября 2009 в 17:45 0
если  у индивидуального предпринимателя не было и нет  раборников в отчёте ставить 0?
Или 1?(считая себя)-так рекомендовала налоговая в 2008г.
наталья # 22 января 2010 в 00:07 0
вот я сейчас об этом тоже думаю)))
Георгий # 20 января 2011 в 21:10 0
Сегодня сдавался, сказали себя не считать
Светлана # 21 января 2011 в 13:41 0
А кто-нибудь может прокомментировать тот факт, что всю налоговую отчетность ИП сдает по месту деятельности, а отчет о численности по месту жительства?
Елена # 1 февраля 2011 в 16:53 0
Мне предъявили штраф 200 руб. за 4 дня просрочки.  А по п. 1 ст. 126 НК РФ штраф 50 руб. почему?
Татьяна # 14 февраля 2011 в 19:02 0
Что делать если ЧП по месту его жительства в одном районе а деятельность осуществляется в другом районе и сведение о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год было отправлено в налоговый орган по осуществлению деятельности.
Анна # 4 апреля 2011 в 13:02 0
Подскажите,как быть: мне пришло письмо из налоговой в котором указано,что мне выставлен штраф 200р за непред.сведений по п.3 ст.80 НК РФ за 2010г, а ИП я закрыла еще в 2006г. в Новосибирс.обл,сейчас 2 года прож.в Томске. О чём вообще идет речь не понимаю...
Ольга # 10 января 2013 в 20:39 0
А обязан ли частный практикующий нотариус подавать сведения о среднесписочной численности?Ведь он не является ИП или ООО.