Налоговая ответственность автономного учреждения

24 февраля 2009 - Администратор

Бюджетные учреждения имеют "иммунитет" перед налоговиками - взыскивать задолженность по налогам, сборам, пени, штрафам с них можно только в судебном порядке.  Каковы особенности принудительного исполнения налоговых обязанностей автономного учреждения? Вправе ли налоговики списывать задолженность с расчетного счета, не прибегая к судебному разбирательству? Ответы на эти вопросы можно найти в статье С.Н.Козыревой, опубликованной в журнале "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1.

Указанная работа приводится ниже.

 

Современное налоговое законодательство предусматривает бесспорное взыскание налогов. В Определении от 06.03.2008 N 228-О-О Конституционный Суд сослался на правовую позицию, высказанную им более десяти лет назад в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П: взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Списывать с расчетного счета задолженность по налогам и сборам налоговики были вправе всегда, однако санкции за налоговые правонарушения взыскивались ранее только в судебном порядке (при отказе налогоплательщика добровольно уплатить штраф). Начиная с 2006 г. (благодаря новой ст. 103.1, внесенной в НК РФ Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ) инспекторы получили возможность взыскивать в бесспорном порядке небольшие штрафы (размер для организации не должен был превышать 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период). Планировалось, что данное изменение разгрузит арбитражные суды, "заваленные" исками о привлечении к налоговой ответственности. Однако, видимо, споров стало ненамного меньше. И с 2007 г. (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в рамках кампании по совершенствованию мер налогового администрирования налоговики были наделены правом бесспорного взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов (без каких бы то ни было ограничений по сумме).


В качестве исключения, когда задолженность могла быть истребована только в судебном порядке, названо несколько ситуаций, среди которых мы обратим внимание на одну. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога производится только в судебном порядке с организации, которой открыт лицевой счет. А в силу п. 8 ст. 45 НК РФ положения данной статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.


В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под лицевыми понимаются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В свою очередь, Бюджетный кодекс гласит, что лицевые счета используются для учета операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий (ст. 220.1). Среди участников бюджетного процесса в ст. 152 БК РФ названы главные распорядители и получатели бюджетных средств. Из понятия "получатель бюджетных средств" (ст. 6) следует, что им являются орган госвласти, местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение.


Таким образом, пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ распространяется, в частности, на бюджетные учреждения. Причем нельзя взыскивать налоги не только с лицевых, но и с любых других счетов, которые открыты такой организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 N 4252/08). Данное правило согласуется с положением ст. 239 БК РФ, разрешающей взыскание на средства бюджетов только на основании судебного акта в особом порядке, предусмотренном гл. 24.1 БК РФ.
Учитывая, что автономное учреждение (пусть даже и образованное путем изменения типа существующего бюджетного учреждения) не является бюджетным в смысле БК РФ, полагаем, что пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ на него не распространяется. Поясним.
По норме ст. 6 БК РФ бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам согласно государственному (муниципальному) заданию, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего исходя из классификации расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения). На автономное учреждение также возлагается оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам согласно государственным (муниципальным) заданиям. Однако принцип финансирования отличается.
Бюджетное учреждение действует в строгом соответствии с бюджетной сметой (где определены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов), и даже доходы от платных услуг признаются доходами бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Правда, до введения соответствующего закона, определяющего порядок использования данных средств, учреждению разрешается пользоваться полученными доходами на основании разрешения распорядителя бюджетных средств (пп. 3 п. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). Не использованные бюджетным учреждением остатки бюджетных средств не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
Автономные учреждения наделены гораздо большей самостоятельностью. Бюджетные средства они получают в виде субсидий на возмещение нормативных затрат (п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а доходы поступают в самостоятельное распоряжение и используются ими для достижения целей, ради которых автономные учреждения созданы (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Автономное учреждение не является получателем бюджетных средств согласно ст. 6 БК РФ, учредитель перечисляет ему субсидии. Их расходование не столь регламентировано законом, как расходование бюджетных средств бюджетным учреждением. Причем средства финансового обеспечения перечисляются учредителем на расчетный счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации (п. 8 Положения о порядке формирования задания учредителя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182).
Если автономное учреждение образуется путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, лицевые счета должны быть закрыты, а неиспользованные остатки с них сняты.

Таким образом, налоговики вправе выносить решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа и приостанавливать операции по расчетным счетам автономного учреждения в качестве обеспечения исполнения решения о взыскании. Оспаривать в суде правомерность этих действий со ссылкой на пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ нет смысла. Арбитры убедятся, что автономное учреждение не имеет лицевых счетов, и откажут в удовлетворении требований по названному основанию (см., например, Постановление ФАС ВСО от 05.06.2008 N А58-8290/07-А-ГВЭ-Ф02-2334/08, Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.10.2008 N А58-8290/07). Естественно, это не лишает автономное учреждение права на обжалование действий инспекторов по иным (общим) основаниям, а именно процедурным нарушениям (например, приостановление операций по счетам признается незаконным, если налогоплательщик не получал требования об уплате налога или полученное требование не содержит всех обязательных реквизитов).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 6189 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!