Ликвидируем ИП

27 ноября 2013 - Администратор

Статья опубликована в журнале "Практическая бухгалтерия",№9,2013. Автор публикации И.Д.Шилов.

Между принятием решения о закрытии деятельности и госрегистрацией этого факта лежит хоть и короткий, но тернистый путь. Однако не все так трудно, как может показаться на первый взгляд.

 Многие задумываются о возможности зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а большинство не только думает, но и делает это. Ведь перспектива работать на самого себя прельщает многих. Итак, регистрация прошла успешно, теперь можно заняться и развитием бизнеса. Однако он может идти как в гору, так и не приносить большого дохода. А некоторые вообще после регистрации так и не приступают к ведению предпринимательской деятельности.

С течением времени некоторые приходят к решению о закрытии ИП. Но одно дело подумать и совсем другое сделать.

Если у коммерсанта нет работников, то процесс намного упрощается. А если есть, то можно кричать "караул", так как помимо самой государственной регистрации прекращения деятельности нужно еще и грамотно уволить сотрудников.

Тем более бывают случаи, когда коммерсант и понятия не имеет, с какой стороны подойти к выполнению данной задачи.

 

Документы, подаваемые в инспекцию

 

В налоговую подается заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001 (утв. Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@). Данную форму можно скачать с сайта ФНС России - nalog.ru. Для этого надо зайти в раздел "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Затем перейти в подраздел "Прекратить деятельность ИП", в котором содержится кликабельная ссылка (текст "форма N Р26001", выделенный синим цветом) на скачивание документа.

К заявлению прикладывается квитанция об уплате госпошлины. Размер составляет 20 процентов от размера госпошлины (800 руб.) за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (пп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). На сегодняшний день это 160 руб. На сайте ФНС России также можно сформировать квитанцию на уплату госпошлины. Это делается с помощью сервиса "Уплата госпошлины", который находится в разделе "Электронные услуги".

Раньше в пакет документов, подаваемых в инспекцию в обязательном порядке, включалась справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности. Но сейчас ее наличие не обязательно по следующим причинам. Во-первых, долги перед фондом можно погасить в течение 15 календарных дней с того момента, как сведения о ликвидации ИП будут внесены в ЕГРИП (п. 8 ст. 16 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Следовательно, и справку можно не получать. Тем более при отсутствии данного документа налоговая самостоятельно должна запрашивать информацию о задолженности предпринимателя перед фондом.

Во-вторых, задолженность погашена, но справку коммерсант забыл получить, потерял и т.д. В данном случае инспекция также самостоятельно направляет запрос в Пенсионный фонд.

Налоговая не имеет права отказать в приеме документов, если не представлена справка об отсутствии задолженности в Пенсионный фонд. А также отказать в госрегистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя, если не погашен долг в Пенсионном фонде.

Эти документы можно подать лично или через представителя, отправить по почте ценным письмом с описью вложения либо в электронном виде. Получив бумаги, налоговики должны подтвердить этот факт распиской. При личном обращении расписка выписывается сразу же, а в остальных случаях ее высылают по адресу предпринимателя (на следующий день после того, как документы будут у инспектора).

В зависимости от того, есть у бизнесмена работники или нет, различается и порядок закрытия ИП.

 

Работников нет

 

После принятия решения о прекращении деятельности о нем необходимо сообщить в Пенсионный фонд, так как даже при отсутствии работников коммерсант выступает страхователем для самого себя, уплачивая фиксированный страховой взнос.

Такое же сообщение направляется в соцстрах, если производилось добровольное страхование на случай нетрудоспособности. Форма данного уведомления не утверждена. Например, в нем можно прописать:

"Я, Иванов Иван Иванович, 5 августа 2013 г. принял решение о прекращении предпринимательской деятельности".

Особое внимание следует уделить сроку, в течение которого о решении необходимо сообщить: три дня с момента принятия решения. Соответственно, уведомление передается (лично или ценным письмом с описью вложения) в фонды в течение трех рабочих дней после указанной в нем даты принятия решения о прекращении деятельности.

Далее в налоговую подается заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и квитанция об уплате госпошлины.

Ранее коммерсант был обязан в течение 12 дней с даты госрегистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в Пенсионный фонд расчет по форме РСВ-2 ПФР (утв. Приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. N 638н). Однако с 1 января 2012 г. эта обязанность отменена.

 

Сотрудники есть

 

Предприниматель имеет право уволить работников в связи с прекращением деятельности только после принятия решения о ликвидации бизнеса, о котором, как говорилось выше, необходимо сообщить в Пенсионный фонд и соцстрах. О предстоящих увольнениях надо уведомить службу занятости, но не позднее чем за две недели до начала расторжения трудовых договоров. Форма данного уведомления не утверждена, но информация должна включать в себя следующие сведения:

- о должностях работников, профессиях, специальностях и квалификационных требованиях к ним;

- об условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Если в трудовом договоре не предусмотрено, что работник заранее предупреждается об увольнении из-за закрытия ИП и ему должно быть выплачено выходное пособие и средний месячный заработок, то предприниматель не обязан этого делать. Это связано с тем, что трудовое законодательство предоставляет такие гарантии только сотрудникам ликвидирующихся юрлиц.

В трудовую книжку вносится запись об увольнении на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса (прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем). Кроме трудовой сотруднику также выдается:

- справка о сумме зарплаты, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы, за два календарных года, предшествующие году увольнения, и текущий календарный год. Форма справки утверждена Приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. N 182н;

- по просьбе работника справка о размере среднего заработка за последние три месяца. На ее основании служба занятости рассчитывает пособие по безработице. Форма справки не утверждена, и она оформляется в произвольном виде;

- сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-6-4 (утв. Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п) за последний отчетный период. Данный документ вручается под расписку;

- страховые свидетельства, если это первое место работы сотрудника. Предприниматель должен самостоятельно их оформить в Пенсионном фонде.

Помимо увольнения сотрудников бизнесмен до подачи документов в налоговую на закрытие должен сдать в Пенсионный фонд расчет по форме РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. N 639н), а в ФСС - расчет по форме-4 ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. N 107н).

В приведенных расчетах необходимо указать начисленные и уплаченные пенсионные и страховые взносы за период с начала календарного года по день представления этих расчетов включительно. Если обнаружилась разница между суммой взносов по этим расчетам и суммой взносов, уплаченных с начала года, то ее нужно уплатить в соответствующий фонд в течение 15 календарных дней после сдачи расчетов. Если же обнаружилась переплата, то ее можно вернуть.

Также в течение одного месяца со дня принятия решения о ликвидации ИП, но не позднее дня представления документов для госрегистрации этого факта предприниматель обязан представить Пенсионному фонду:

- сведения о застрахованных лицах, работающих у коммерсанта и уволенных в связи с прекращением им деятельности (страховой номер, Ф.И.О., дату и месторождения, пол, адрес постоянного места жительства, данные паспорта, гражданство);

- персонифицированную отчетность по работникам по формам СЗВ-6-4, АДВ-6-5 (опись по суммам выплат, вознаграждений и взносам), АДВ-6-2 (опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР). Формы утверждены Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п.

Однако это не все действия, производимые предпринимателем. После увольнения последнего сотрудника надо сняться с учета в ФСС. Для этого необходимо подать:

- заявление о снятии с регистрационного учета. Его форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2011 г. N 1054н (Приложение N 3);

- документы, подтверждающие увольнение последнего сотрудника. Это может быть копия приказа, трудовой книжки и т.д.

Получив данные документы, ФСС в течение 14 календарных дней снимает с учета предпринимателя.

Завершив данные действия, предприниматель подает в налоговую заявление о прекращении деятельности вместе с квитанцией об оплате госпошлины.

 

Получение бумаг от налоговой

 

После получения документов налоговая должна в течение пяти рабочих дней принять решение о госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности. На основании этого решения вносится запись в ЕГРИП. Коммерсант на шестой рабочий день может получить у налоговиков:

- уведомление о снятии с учета по форме N 2-4-Учет (утв. Приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@);

- выписку из ЕГРИП, в которой указывается о госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности. Форма выписки утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 (Приложение N 5).

Также инспекция в течение пяти рабочих дней после внесения записи о прекращении деятельности в ЕГРИП должна сообщить об этом в Пенсионный фонд. А фонд в свою очередь на основании этих данных самостоятельно снимет предпринимателя с учета.

Если в госрегистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя отказали, то налоговая должна выдать документ, в котором указана причина отказа.

Итак, ИП закрыто, но радоваться рано.

 

Закрытие счета

 

Прекратив деятельность, необходимо закрыть расчетный счет, так как физлица имеют право использовать только текущие счета. При этом за предпринимателем закреплена обязанность в течение семи дней со дня закрытия счета оповестить об этом налоговую, ПФР и ФСС.

В инспекцию направляется сообщение по форме N С-09-1 (утв. Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@).

Форма уведомлений фондов о закрытии счета не утверждена. Однако на сайте ПФР pfrf.ru размещена рекомендуемая форма заявления. Чтобы ее скачать, надо перейти в раздел "Работодателям", далее выбрать раздел "Уплата страховых взносов и представление отчетности", в котором перейти в подраздел "Отчетность и порядок ее представления". В данном подразделе размещены рекомендуемые образцы документов, в частности "Бланк уведомления об открытии (закрытии) счета".

Форму уведомления в ФСС можно скачать на сайтах региональных отделений в разделах "Формы и бланки", "Полезная информация" и т.п.

 

Обязательства никуда не исчезли

 

Статус налогоплательщика сохраняется у физлица и после прекращения им предпринимательской деятельности. Следовательно, необходимо уплатить налоги и сдать отчетность в инспекцию за период ведения деятельности.

Не секрет, что налоговики проведут камеральную проверку этой отчетности. Однако за налоговой также сохраняется право провести и выездную проверку бывшего бизнесмена. Физлица, которые отказались от статуса предпринимателя, обязаны хранить первичные документы в течение пяти лет. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Если применялась общая система налогообложения, то нужно сдать декларацию по форме 3-НДФЛ за текущий год в течение пяти рабочих дней с даты ликвидации ИП. Налог уплачивается не позднее чем через 15 календарных дней со дня подачи декларации. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором прекращена предпринимательская деятельность, сдается декларация по НДС. Налог уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Если применялась УСН, то единый налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем исключения из ЕГРИП.

При ЕНВД декларация подается не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала. А налог платится не позднее 25-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом закрытия ИП.

Также нужно не позднее 1 февраля следующего года сдать декларацию по земельному налогу, если у физлица были в собственности земельные участки, использовавшиеся в предпринимательской деятельности.

Еще погашаются долги перед фондами. Это надо сделать в течение 15 календарных дней с того момента, как сведения о "ликвидации" ИП будут внесены в ЕГРИП.

При этом физлица, которые в статусе предпринимателя применяли спецрежимы и были освобождены от уплаты налога на имущество, должны будут начать платить налог.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!