Должностные инструкции на транспорте

29 августа 2012 - Администратор

Статья Л.Г.Лукиновой , опубликованная в журнале "Транспортные услуги:бухгалтерский учет и налогообложение", №4, 2012.

Не секрет, что исполнение трудовых обязанностей в определенной степени зависит от того, как оно регламентировано на уровне обязательных для работника документов. Одним из них является его должностная инструкция, которая составляется индивидуально на основе квалификационных требований к лицу, занимающему ту или иную должность. В предлагаемой вниманию читателя статье речь идет о должностных инструкциях работников транспортных компаний.

 

Что такое должностная инструкция?

 

В Трудовом кодексе нет упоминания о должностной инструкции, но она является важным организационно-распорядительным документом, в котором содержатся не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Хотелось бы обратить внимание на такое понятие, используемое в ТК РФ, как трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. По сути, трудовая функция определяется наименованием должности в штатном расписании, однако это недостаточно конкретно, что как раз и можно исправить с помощью должностной инструкции.

Читатель может заметить, что должностные инструкции больше относятся к кадровому делопроизводству, чем к бухгалтерии. Автор с этим согласен, но нельзя забывать и о том, что в малом и среднем бизнесе административно-управленческий штат небольшой и бухгалтерии нередко приходится дополнительно выполнять функции кадрового, планово-экономического и иных отделов, для которых в крупных компаниях предусмотрены штатные единицы. Поэтому рассматриваемые в статье вопросы могут относиться к сфере деятельности бухгалтера (выполняющего в этом случае функции менеджера по персоналу).

 

Документ обязателен или доброволен?

 

По мнению автора, должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника. Отсутствие такой инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю:

- осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);

- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;

- распределить трудовые функции между работниками;

- временно перевести работника на другую работу;

- оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

В последнем случае должностная инструкция позволяет обосновать разницу в зарплатах работников, занимающих одинаковые должности. Можно установить категории должностей и прописать в должностных инструкциях обязанности, различия которых как раз и будут объяснять разницу в денежном довольствии.

Таким образом, само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и приводить к применению мер ответственности, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем неоправданных решений, ущемляющих интересы работника. Должностная инструкция поможет принять обоснованное решение - при условии, что документ составлен отделом кадров грамотно и не противоречит трудовому праву.

 

Есть ли готовые варианты?

 

Да, есть примерные должностные инструкции, которые разработал Минтранс в помощь кадровым специалистам транспортных предприятий. Среди них можно выделить должностные инструкции водителя трамвая и водителя троллейбуса <1>. На предприятиях, где трудятся эти работники, начинающему (молодому) кадровому специалисту сложно самостоятельно составить такие инструкции. Потому минтрансовский вариант иногда просто копируют, забывая, что это лишь базис, на основе которого следует разработать свой документ с учетом специфики перевозок пассажиров трамваями (троллейбусами). Не будем пересказывать все то, что разработали чиновники, а выделим главные разделы, которые целесообразно придерживаться кадровикам.

--------------------------------

<1> Распоряжения Минтранса России от 08.10.2003 N АК-24-р и N АК-25-р соответственно.

 

Примерные должностные инструкции водителей трамваев (троллейбусов) начинаются с общих положений о том, что должен знать водитель, что он при себе должен иметь, на каких условиях допускается к управлению ТС, кому подчиняется и каким общим правилам обязан следовать на линии и в парке. В отдельный раздел сведены обязанности водителя - когда он должен явиться на работу, что проверить при приемке ТС, какие требования выполнять во время работы на линии, что ему запрещается и пр. Ценность инструкции в том, что в ней есть специфические правила (предписания) по управлению трамваем, троллейбусом, которые непросто найти даже в правилах дорожного движения. Уделено внимание нештатным ситуациям (таким как поломка подвижного состава), в которых водитель трамвая (троллейбуса) должен четко представлять, что ему делать. Есть даже рекомендации о том, как принимать-сдавать трамвай, троллейбус, а также как ставить их в депо. По сравнению с обязанностями прав у водителей названных ТС намного меньше. И совсем мало сказано об ответственности, которая установлена законодательством.

Предложенные Минтрансом должностные инструкции включают все необходимое для четкого выполнения водителями трамваев, троллейбусов своих должностных обязанностей. Правда, нужно учитывать, что разработаны данные документы немногим меньше десяти лет назад и сейчас многое поменялось, в том числе нормативные акты (в частности, Правила дорожного движения <2>, правила эксплуатации ТС), на основании которых чиновники разрабатывали рекомендуемые инструкции. Устаревшие положения следует исключить или заменить их новыми правилами и указаниями, базирующимися на нормах действующего законодательства. Это хлопотно, но все же проще переделать что-то уже готовое, чем создавать с нуля (хотя не для всех работников транспортных предприятий есть готовые варианты должностных инструкций).

--------------------------------

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 28.03.2012).

 

Добавим, что должностная инструкция, несмотря на свой статус добровольно-обязательного документа, принимается во внимание судами при разрешении споров между работодателем и работником. Особенно это касается примерных минтрансовских инструкций. В частности, в Определении Пермского краевого суда от 16.03.2011 N 33-2502 сказано, что хотя такая инструкция и не является нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, однако своей целью имеет ориентацию работодателя на разработку и утверждение должностной инструкции, содержание которой соответствует трудовому законодательству и не включает положения, ущемляющие права работников. Если инструкция вступает в противоречие с нормами законодательства, то применяются именно нормативные акты, в частности действующие Правила дорожного движения. Их нарушение и есть ненадлежащее исполнение водителем трамвая своих должностных обязанностей, за что работодатель может наложить на работника дисциплинарное взыскание. Таким образом, чтобы работник следовал должностной инструкции, она должна вписываться в действующее правовое поле <3>.

--------------------------------

<3> При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

 

Как разработать инструкцию без подсказки?

 

Есть работники, для которых ни отраслевое, ни иное ведомство не разработало примерных должностных инструкций. Брать за основу то, что создавалось для иных категорий (в частности, для водителя трамвая, троллейбуса), не рекомендуем. Водителю автобуса, например, базовый вариант должностной инструкции не подойдет, его придется переделать полностью. В то же время основные разделы, поименованные в примерных инструкциях, схожи для всех работников.

Хотя документ и кадровый, не стоит включать в него все подряд. Целесообразно выделить: квалификационные требования, предъявляемые к работнику (образование, стаж работы); функциональные обязанности, область компетенции работника (за что он отвечает); документы, знание которых для работника является обязательным (что он должен знать). Можно добавить и другие разделы (например, порядок замещения сотрудника, совмещения обязанностей других сотрудников и т.д.) в зависимости от специфики работы предприятия.

Из перечисленного выделим квалификационные требования. Здесь ничего выдумывать не нужно, достаточно воспользоваться квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и служащих. В теории они предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления работниками различных организаций. На практике квалификационные справочники применимы в том числе при разработке должностных инструкций, содержащих перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда, а также прав, ответственности и компетентности персонала.

Для транспортных организаций продолжает действовать Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады <4>. Ему не один десяток лет, но за неимением более свежего документа остается довольствоваться тем, что есть. В упомянутом Справочнике есть квалификационные характеристики для водителей автомобилей разных категорий (1-й, 2-й, 3-й). В частности, даны характеристики работ (в современной терминологии "знания, умения, навыки"). Покажем, как ими можно воспользоваться. Возьмем, к примеру, водителя автомобиля 3-го класса и разобьем по разделам должностной инструкции квалификационные характеристики.

--------------------------------

<4> Утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

 

Квалификационные требования. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств "B" или "C", или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "D". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, требуется непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.

Знания (необходимо знать). Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий - "B" или "C", или автобусов, относящихся к категории "D". Правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения ДТП; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при ДТП.

Умения и навыки. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку/разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов. При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, выдача за плату контрольных билетов, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

К перечисленным разделам остается добавить должностные обязанности, права и ответственность водителя. Но такой информации в рассматриваемом Квалификационном справочнике нет, поэтому придется обратиться к другим, не обязательно отраслевым документам. Начать следует с общих положений ТК РФ и принятых в его исполнение законов и подзаконных нормативных актов, включая основы безопасности движения, правила технической эксплуатации автомобилей, перевозки различных грузов. Здесь стоит упомянуть и Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов <5>. Согласно документу для международных перевозчиков требуется дополнительная профессиональная подготовка (необходимо знание международных договоров и правовых актов).

--------------------------------

<5> Приказ Минтранса России от 22.06.1998 N 75.

 

При определении круга обязанностей, прав и ответственности не возбраняется уточнение перечня работ, свойственных соответствующим должностям в конкретных условиях. А в целях совершенствования рабочего процесса в организации и повышения эффективности труда работников допускается расширение круга их обязанностей. В этих случаях без изменения должности работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками иных близких должностей. Хотя, согласитесь, в сфере перевозок не так много взаимозаменяемых работников.

Возможно, читателя заинтересует должностная инструкция главного бухгалтера. В этом вопросе нужно обратиться к более универсальным документам. Например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, есть общеотраслевые квалификационные характеристики финансового директора, главного бухгалтера, на основании которых могут быть разработаны должностные инструкции персонала финансового отдела организации. Нужно лишь не забыть конкретизировать документ с учетом специфики деятельности конкретного транспортного предприятия. Правда, работа бухгалтера транспортной компании не так специфична, как остальных сотрудников, не считая того, что он обязан знать нормы отраслевых документов, связанных с бухгалтерским учетом в сфере перевозок, - Инструкций по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте <6>, о порядке выдачи и учета топлива и смазочных материалов для эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта <7>, по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок <8> и ряда других документов с отраслевой спецификой в части, не противоречащей действующему законодательству. В должностной инструкции бухгалтера транспортной компании целесообразно дать ссылки на перечисленные документы, что и будет определять специфику его знаний. В остальном можно исходить из общих прав и обязанностей бухгалтера, учитывая участок работы и занимаемую должность.

--------------------------------

<6> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

<7> Утверждена Минтрансом 08.04.1993.

<8> Утверждена Минтрансом 29.08.1995.

 

Несколько слов об изменениях

 

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять и вносить в нее изменения. Должностная инструкция может стать приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ. Если внесение изменений в инструкцию связано с изменением обязательных условий трудового договора, должно быть соблюдено требование о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, такие изменения вносятся в должностную инструкцию.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить в них изменения одновременно путем подготовки дополнительного соглашения. Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.

 

* * *

 

Остается добавить, что операции кадрового документооборота, как и любое ответственное мероприятие, лучше проводить в несколько этапов. В частности, в разработке должностной инструкции можно выделить: подготовку предварительного варианта (проекта), согласование и оформление окончательного варианта, представление на подпись руководителю, тиражирование и передачу структурным подразделениям для руководства в повседневной деятельности. Надеемся, приведенные в статье рекомендации помогут читателю в разрешении этого важного вопроса организации труда работников предприятий.

 


 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!