Авторские и смежные права на театральную постановку

13 июня 2009 - Администратор

Статья Е.В.Пресняковой, опубликованная в журнале "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5.
 

Чем является театральная постановка с точки зрения  ГК РФ? Какие права, в каком порядке и у кого появляются в связи с ее созданием? Возникает ли в бухгалтерском учете один объект НМА - театральная постановка или несколько объектов? В этих и других вопросах постараемся разобраться в рамках настоящей статьи. Обозначим конкретную ситуацию, к которой будем периодически обращаться для иллюстрации сказанного.

Пример. АУ "Драмтеатр "Свет и тень" организует создание спектакля по роману И.А. Гончарова "Обломов". В создании спектакля задействованы режиссер-постановщик, композитор, сценарист и хореограф. Сценарист и хореограф - штатные работники, а режиссер-постановщик и композитор - сторонние. Специально для спектакля театром изготовлена фонограмма.

Авторские права

На все произведения науки, литературы и искусства, поименованные в п. 1 ст. 1259 ГК РФ и прямо не поименованные, но созданные творческим трудом автора, признаются авторские права, включающие (ст. ст. 1226, 1255 ГК РФ):
- исключительное право на произведение;
- личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, - плюс к этому - право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства).
Группа личных неимущественных прав всегда остается за автором, отказ от этих прав ничтожен.
А вот исключительное право (будучи имущественным правом), хотя первоначально возникает у автора, может перейти другим лицам на основании договора или на иных законных основаниях (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). В чем состоит исключительное право? Лицо, обладающее исключительным правом на произведение (то есть правообладатель), вправе использовать его (произведение) в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1229, 1270 ГК РФ). Учитывая нематериальный характер произведения, им нельзя распорядиться как вещью - продать, подарить или передать иными способами (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Но правообладатель вправе распорядиться исключительным правом на произведение любым не противоречащим закону и существу самого права способом, в том числе (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):
- путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);
- путем предоставления другому лицу права использования произведения в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Примечание. Автор произведения - гражданин, творческим трудом которого оно создано (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Сделаем акцент: к объектам авторского права относятся любые произведения, созданные творческим трудом автора. При этом, согласно п. 28 Постановления от 26.03.2009 Пленума ВС РФ N 5, ВАС РФ N 29 (далее - Постановление N 5/29), результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом, пока не доказано иное. Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
Для возникновения авторского права не имеет значения, обнародовано произведение или нет, но важно, чтобы оно было выражено в какой-либо объективной форме, в том числе письменной или устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), форме изображения, форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).
Возможные способы использования произведений науки, литературы и искусства приведены в п. 2 ст. 1270 ГК РФ (в частности, это распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров, прокат оригинала или экземпляра произведения, публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств). Собственно, перечень способов использования произведения открыт.
В связи с созданием театральной постановки в рассматриваемом примере возникают следующие объекты авторских прав:
- сценарное произведение (результат творческого труда сценариста);
- музыкальное произведение (результат творческого труда композитора);
- хореографическое произведение (результат творческого труда хореографа).
А что же режиссер-постановщик? С ним немного сложнее. Попробуем разобраться, какие права и на что возникают у режиссера.

Возникает ли у режиссера-постановщика  авторское право на постановку?

В современном театре режиссер-постановщик является творцом, художником, идеологом, организатором, педагогом, помогающим актеру в создании сценического образа, а также создателем, объединяющим творческой волей на содержательном и художественном уровне все компоненты сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. В то же время в части четвертой ГК РФ не содержится упоминания об авторском праве режиссера-постановщика на его постановку. При этом законодатель относит режиссера-постановщика к исполнителям и признает за ним смежное право на постановку (пп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1313 ГК РФ).

Внимание! Если для возникновения авторского право достаточно зафиксировать произведение на каком-либо носителе (в том числе на бумаге) либо просто выразить его устно, то смежное право на исполнение возникает только тогда, когда это исполнение (режиссерская постановка) выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Если предположить, что у режиссера-постановщика возникает только смежное право на его постановку, то следует согласиться с тем, что режиссер - простой исполнитель и что он ведом автором произведения, легшего в основу спектакля.
Тогда театру потребуется оговаривать передачу только смежных прав режиссера-постановщика и только в случае создания записи (аудио-, видео-) спектакля (см. пример).
По нашему мнению, творческим трудом режиссера-постановщика создается произведение, которое по сути является литературным произведением. Его можно назвать "режиссерский сценарий". Оно содержит краткие указания по актерской игре, установке декораций, использованию костюмов, а также замечания по освещению, шумовому оформлению, движениям, сценическому действию.
В примере театр и режиссер-постановщик могут заключить договор о передаче исключительного авторского права на произведение "режиссерский сценарий". С точки зрения защиты прав театра и создателя театральной постановки и режиссера этот вариант представляется нам наиболее логичным.

Служебное произведение

В ст. 1295 ГК РФ закреплена презумпция передачи исключительного права на служебное произведение работодателю.
Соответственно, поскольку сценарист и хореограф в примере - штатные сотрудники театра, исключительное право на их произведения (сценарное и хореографическое) принадлежит работодателю.
Как разъясняется в Постановлении N 5/29, вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения. Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Правовой статус театральной постановки. Объект авторского права?

Сразу скажем: в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, где приведен перечень объектов авторского права, театральной постановки не найти. Вместе с тем этот перечень открыт, а значит, театральная постановка может быть отнесена к самостоятельным объектам авторского права, если является результатом творческого труда автора (соавторов) и выражена в объективной форме.

Сложный объект

Гражданский кодекс не использует термин "театральная постановка", в нем содержится иной термин - "театрально-зрелищное представление". Это понятие собирательное, что косвенно подтверждается ст. 1313 ГК РФ: из ее контекста ясно, что под театрально-зрелищным представлением подразумеваются театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные подобные представления. Кроме того, в Гражданском кодексе уравниваются театрально-зрелищные представления и спектакли. Итак, театральная постановка - одна из разновидностей театрально-зрелищного представления.
Исходя из этого, театральная постановка является сложносоставным произведением (по терминологии Гражданского кодекса - сложным объектом): она состоит из нескольких (двух и более) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского и смежного права). Правовой режим сложного объекта регулируется ст. 1240 ГК РФ.
В примере спектакль включает следующие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:
- сценарное произведение;
- музыкальное произведение;
- хореографическое произведение;
- фонограмму.
С точки зрения ст. 1240 ГК РФ театр выступает лицом, организовавшим создание сложного объекта.

Примечание. В Постановлении N 5/29 (п. 19.1) разъяснено, кто подразумевается под организатором создания сложного объекта: это лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта. Например, это театральный продюсер. Добавим сюда также спонсора, заказавшего и оплатившего создание произведения.

Статья 1240 ГК РФ содержит ряд норм, облегчающих создание и использование сложного объекта. Так, приобретение прав на составные результаты интеллектуальной деятельности происходит на основании договоров с правообладателями, причем если произведение было создано специально для объекта (в нашем случае - театрально-зрелищного представления), то соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если стороны прямо не прописали иное. Это означает, что, если, к примеру, театральный продюсер, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо, для осуществления своего проекта привлек авторов, заключил с ними договоры на создание произведений (либретто, сценария, музыки, оформления, хореографии и т.д.) для включения в этот проект и не упомянул в этих договорах о передаче прав, исключительные права на их использование окажутся у продюсера.
В примере театру в договоре с композитором, на основании которого театр приобретает право использования музыкального произведения, специально созданного для спектакля, необязательно оговаривать переход исключительного права: в абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ установлена презумпция перехода такого права организатору. То же самое касается права на произведение режиссера-постановщика.

Авторы театральной постановки

Продюсер или иное лицо - организатор создания театрально-зрелищного представления не могут признаваться авторами сложного объекта в силу того, что организационные действия не признаются результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Так у кого же возникают авторские права на театральную постановку?
Если авторы аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ) прямо поименованы и защищены (режиссер, автор сценария и композитор), то создателей театрально-зрелищного представления действующее законодательство полностью игнорирует, равно как и создателей мультимедийного продукта. Сделано это умышленно или это недоработка законодательства, но в соответствии с нынешней редакцией части четвертой ГК РФ авторами спектакля, а точнее - соавторами, согласно общим положениям (п. 4 ст. 1228, ст. 1258 ГК РФ) признаются граждане, совместным творческим трудом которых он был создан. По нашему мнению, в отношении спектакля это: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения. Впрочем, заметим, что такой подход к вопросу о соавторстве театральной постановки небесспорен, поскольку достаточно сложно "отсеять" авторов, творческий труд которых направлен только на создание их собственных произведений, входящих составными частями в театральную постановку, а не театральной постановки как целостного произведения. "Помогли" бы это сделать нормы Гражданского кодекса, императивно перечисляющие авторов театральной постановки, по аналогии с аудиовизуальным произведением. В отсутствие регулирования данного вопроса на уровне Гражданского кодекса следует ориентироваться на положения договоров между театром и лицами, задействованными в создании театральной постановки. Иными словами, ответ на вопрос о том, кто из этих лиц - автор составного произведения, а кто - автор не только составного, но и целостного произведения (театральной постановки), следует искать в договорах сторон.

Общественное достояние

Чтобы поставить спектакль, театр должен получить разрешение на использование литературной основы (например, пьесы). Исключением является тот случай, когда произведение перешло в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ). Общественным достоянием произведение (как обнародованное, так и необнародованное) становится по истечении срока действия исключительного права на него. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Охраняются при этом только авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Поскольку в примере автор романа "Обломов" И.А. Гончаров умер в 1891 г., срок действия исключительного права на его произведения истек, они находятся в общественном достоянии и театр вправе свободно использовать роман "Обломов" как литературную основу своего спектакля без разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Смежные права. Права публикатора

Публикатор - это фигура, появившаяся вместе с части четвертой ГК РФ. Ранее о нем в законодательстве вообще не упоминалось. Публикатором (п. 1 ст. 1337 ГК РФ) признается гражданин, который правомерно (не нарушая воли автора) обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства:
- ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние;
- находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
В п. 1 ст. 1268 ГК РФ обнародование определяется как осуществление действия или дача согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Подчеркнем, публикатор - это гражданин, а не организация. Таким образом, театр может приобрести исключительное право публикатора у кого-либо (например, у работника), но публикатором стать не может.
После публикации произведения публикатор приобретает исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ (исключительное право публикатора на произведение) способами, предусмотренными пп. 1 - 8 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Иными словами, получает почти исключительное авторское право за небольшими изъятиями, связанными с внесением изменений в произведение. Публикатор произведения может распоряжаться своим исключительным правом (в том числе отчуждать произведение и предоставлять право его использования по лицензионному договору).
Изменим условия примера. Представим, что в качестве литературной основы спектакля выбрана необнародованная пьеса М.О. Зимина "Эхо", перешедшая в общественное достояние. Причем данная пьеса впервые публично показывалась уже после перехода в общественное достояния другим театром ("Юность"). Пьеса была предоставлена театру "Юность" К.Л. Зиминой (родственницей автора произведения), и именно у нее возникли права публикатора произведения. Исключительное имущественное право публикатора театр "Юность" выкупил у К.Л. Зиминой.
Таким образом, АУ "Драмтеатру "Свет и тень" необходимо будет заключить с театром "Юность" лицензионный договор, дающий право на публичный показ пьесы "Эхо" и использование ее иными способами.
Новые правила о публикаторе действуют, как мы отметили, в отношении не только необнародованных произведений, но также и произведений, находящихся в общественном достоянии в силу того, что они не охранялись авторским правом. Следует учесть, что первый "авторский" закон в России появился в 1828 г. в виде дополнения к закону о цензуре. А в 1911 г. был принят самостоятельный Закон об авторском праве Российской империи. И еще - в Постановлении N 5/29 уточняется: право публикатора на произведение науки, литературы или искусства охраняется только в отношении произведения, правомерно обнародованного публикатором после 31.12.2007.

Фонограмма

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм, которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).
Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.
Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае - фонограмму). Следовательно, для того чтобы беспрепятственно использовать в своей деятельности записанную музыку, необходимо получить соответствующее разрешение у исполнителей и изготовителей фонограмм, что, как правило, предполагает выплату вознаграждения.
В примере театр является изготовителем фонограммы (ст. 1322 ГК РФ), а значит, обладателем исключительного (смежного) права на нее (ст. 1324 ГК РФ).

Исполнение

Так как театральная постановка доносится до зрителя посредством игры артистов (актеров, певцов, музыкантов, чтецов, танцоров и иных лиц, которые поют, танцуют, произносят, декламируют, играют), у артистов-исполнителей в связи с их участием в постановке возникают смежные права на исполнение. Подчеркнем, смежные права у артистов-исполнителей возникают в отношении записанных театральных постановок. Смежные права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива исполнителей, а при его отсутствии - члены коллектива исполнителей совместно (ст. 1314 ГК РФ). Однако к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 ГК РФ.

Театральная постановка - один инвентарный объект?

Как известно, единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 5 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" <1>).
--------------------------------
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Напомним, объект принимается к учету в качестве НМА при выполнении условий, перечисленных в п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". Одно из условий - наличие ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам <2> (контроль над объектом). Можно ли говорить о контроле над объектом, если исходить из того, что театральная постановка - сложный и самостоятельный объект авторского права, исключительное право на который сохранилось за его авторами (не передано авторами театру - организатору создания сложного объекта), и именно они вольны им распоряжаться по своему усмотрению? По нашему мнению, нет.
--------------------------------
<2> Для НКО экономическая выгода в данном случае состоит в использовании объекта в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО.

Внимание! Полагаем, что единый инвентарный объект нематериальных активов - театральная постановка - возникает только тогда, когда театром приобретено исключительное право на нее у лиц, творческим трудом которых она создана (авторов).

Подчеркнем, данный вывод справедлив в том случае, если рассматривать театральную постановку в качестве самостоятельного объекта авторского права, а не в качестве простой совокупности различных объектов смежных и авторских прав, в отношении одних из которых организатором получены исключительные права, а других - неисключительные (права использования определенными способами).
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 20088 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!