Автономные некоммерческие организации - правовые вопросы деятельности

16 февраля 2009 - Администратор

В статье Е.И.Голиковой ("Аудиторские ведомости", 2009, N 1) разъясняется правовая база, регулирующая деятельность некоммерческих, в том числе автономных, организаций. Представлены источники финансирования имущества этих организаций и система управления ими. Показаны основные направления их деятельности.

 

Аудиторское задание по проверке соблюдения правовых норм при совершении организацией той или иной хозяйственной сделки представляет собой неотъемлемую часть программы аудита. Важным аспектом также являются правовые основы создания организации.

Основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций (далее - НКО) как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников) и т.д., - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 01.12.2007 N 317-ФЗ). Этот Закон применяется ко всем НКО, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку иное не установлено указанным Законом и иными федеральными законами. В перечень НКО входит такая форма НКО, как автономная некоммерческая организация (далее - АНО).

НКО считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Она имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НКО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории; имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (ст. 3 Закона N 7-ФЗ).

Место нахождения НКО определяется местом ее государственной регистрации. НКО может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые осуществляют деятельность от имени создавшей их НКО. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшая их НКО.

Статьей 26 Закона N 7-ФЗ предусмотрены источники формирования имущества НКО. К ним относятся:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие поступления, не запрещенные законом.

С 1 января 2007 г. целевой капитал выступает в качестве источника финансирования уставной деятельности НКО, в том числе АНО.

В Закон N 7-ФЗ включены общие положения, которые распространяются на все НКО, а также положения, действие которых распространяется только на отдельные формы НКО; относительно АНО - это ст. 10 Закона N 7-ФЗ.

АНО признается не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредительным документом АНО согласно п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ является устав, утвержденный ее учредителями (участниками). Кроме того, учредители (участники) АНО вправе заключить учредительный договор. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

В структуре органов управления НКО выделяют высший и исполнительный органы управления.

Высшим органом управления АНО является коллегиальный высший орган управления (п. 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ). Основная функция высшего органа управления НКО - обеспечение соблюдения НКО целей, в интересах которых она была создана.

К исключительной компетенции высшего органа управления НКО (АНО) относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ):

изменение устава;

определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества;

образование исполнительных органов НКО и досрочное прекращение их полномочий;

реорганизация и ликвидация НКО (за исключением ликвидации фонда).

К компетенции высшего органа управления НКО относится также решение вопросов в части:

утверждения годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждения финансового плана НКО и внесение в него изменений;

создания филиалов и открытия представительств НКО;

участия в других организациях.

Учредительными документами НКО может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.

На основании п. 5 ст. 29 Закона N 7-ФЗ лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем одну треть от общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данная норма имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.

НКО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления. Данная норма в полной мере согласуется с положением ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, далее - ТК РФ). В ст. 11 ТК РФ, в частности, указывается, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

Особое внимание следует уделять доходам и расходам при выполнении целевых программ НКО. Важным для НКО и, в частности, для АНО является целевое использование полученных целевых средств.

Представляет интерес вопрос о возможности НКО, организованной в форме АНО, заниматься благотворительной деятельностью. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в ред. от 30.12.2006 N 276-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Закон N 135-ФЗ не определяет зависимость формы организации (юридического лица) от возможности заниматься благотворительной деятельностью. Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели (ст. 5).

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Заметим, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Цели благотворительной деятельности определены в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ.

Таким образом, бескорыстная (безвозмездная) деятельность лиц, не определенных в соответствии с Законом N 135-ФЗ как благотворительные организации, но направленная на достижение целей, обозначенных в ст. 2 этого Закона, может считаться благотворительной деятельностью и регулироваться данным Законом.

На осуществление НКО в форме АНО благотворительной деятельности также следует составлять смету доходов и расходов. При составлении сметы необходимо учитывать некоторые ограничения на выполнение благотворительных программ, предусмотренные Законом N 135-ФЗ. Например, организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ (п. 3 ст. 16 Закона N 135-ФЗ).

Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, то не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться кроме всех прочих благотворительным, образовательным учреждениям, фондам и иным некоммерческим организациям. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) НКО. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей.

В качестве пожертвований НКО могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства (ст. 582 ГК РФ). Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано НКО.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются среди прочих в том числе и пожертвования. Причем для АНО законодательно никаких ограничений на такой источник доходов, как пожертвования, не установлено. Таким образом, АНО вправе получать пожертвования на законных основаниях, в том числе благотворительные пожертвования, если АНО получает и (или) передает средства для целей, указанных в ст. 2 Закона N 135-ФЗ.

Отметим, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные с получением некоммерческими организациями пожертвований, а также с приносящей доход деятельностью некоммерческих организаций, если некоммерческие организации не формируют целевой капитал.

Таким образом, в действующем законодательстве относительно НКО не все однозначно. Поэтому при осуществлении аудиторских проверок в таких организациях необходим тщательный анализ правовых норм в каждом отдельно взятом случае.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 15977 просмотров
Комментарии (2)
Ирина # 16 июля 2009 в 23:50 0
Формируем Целевой Капитал и сталкиваемся с мощным противодействием властных структур.
Ирина # 14 августа 2010 в 00:09 0
Войти в реестр социально ориентированных организаций невозможно! Сам муниципалитет- выгодоприобретатель- против!!!