Выездные налоговые проверки

25 ноября 2008 - Администратор

Автор статьи - Кирилл Кувалкин, системный аналитик управления разработкой федеральной ИТ-компании СКБ Контур, консультант интернет-портала www.buhonline.ru.



  Рассмотрим следующие вопросы:

  • Обязательно ли оформление авансовых отчетов?
  • Какова  точная процедура проведения выездных налоговых проверок?
  • Каков порядок предоставления книги  учёта доходов и расходов в налоговые органы?
  • За какие сведения в счет-фактурах несет ответственность налогоплательщик?

ООО с одним учредителем (сам себе хозяин) на 6% получала доход по банку. Он снимает и тратит эти деньги, а документов на расходы нет. Я выписываю приходный кассовый ордер, как будто даю деньги в подотчет  и не знаю, что делать дальше, т.к. авансовые отчеты составить не могу, потому что нет расходов. Как выйти из этой ситуации?

В письме Минфина РФ  от 1 сентября 2006 г. N 03-11-04/2/181 написано следующее. «Налогоплательщики (как организации, так и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности вправе в любой момент (как до уплаты налога, так и после его уплаты) снять со своего расчетного счета наличные денежные средства и произвести какие-либо расходы. Наличие документального подтверждения данных расходов в целях гл. 26.2 Кодекса в рассматриваемом случае также необязательно».  В этом письме речь идёт как раз об «упрощенцах» с объектом налогообложения «доходы».


На практике можно столкнуться со стремлением налоговых органов обложить подобные выплаты НДФЛ. Поэтому желательно всё-таки оформить авансовые отчёты на какие-нибудь расходы, пусть даже не подтверждённые документами. Возможно, это поможет в споре с налоговиками. Существует, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2007 г.  № Ф03-А73/07-2/1846. В этом постановлении, в частности, указано, что «получение налогоплательщиком (физическим лицом) денежных средств под отчет и дальнейшее их списание без предоставления оправдательных документов не может являться безусловным свидетельством получения этим лицом дохода, облагаемого НДФЛ». Хотя в рассматриваемом случае взимание с учредителя НДФЛ было бы, пожалуй, обоснованным и справедливым.

Пришло требование о предоставлении документов по ст. 93 в связи с ликвидацией. В требовании ни слова о том, что проверка выездная. С решением не знакомили. Нигде в Налоговом кодексе не могу найти сроки, в которые нас должны ознакомить с решением о проведение проверки. На нашу просьбу ознакомить нас с решением о проверке - в налоговой говорят, что решения еще нет. А как они тогда нам выставили требование?

Налоговый орган должен ознакомить проверяемого с решением о проведении  выездной налоговой проверки. В форме соответствующего Решения, утверждённой приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@, предусмотрена расписка руководителя проверяемой организации или физического лица. На основании подпункта 9 п. 1 ст. 21 НК РФ вы имеете право на получение копии данного документа.


Отказ выдать копию является незаконным, о чём свидетельствует, в частности, постановление ФАС Центрального округа от 07.05.2007 г. по делу № А64-5197/06-19. Как указала судебная инстанция, неполучение копии лишает налогоплательщика права на обжалование в порядке ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативного акта инспекции и на судебную защиту своих прав и законных интересов.


Поскольку на основании ст. 93 НК РФ истребовать документы можно только во время проверки, начало срока проведения которой в соответствии с п.8 ст. 89 НК РФ исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки, а этого решения ещё нет, то в действиях налогового органа присутствует нарушение процедуры проведения выездных налоговых проверок.

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения и ведёт налоговый учёт в книге учёта доходов и расходов. Должны ли мы представлять эту книгу в налоговую инспекцию и, если да, то когда и в какие сроки?


Статья 346.24 НК РФ, посвящённая налоговому учёту при УСН при помощи Книги учёта доходов и расходов, а также другие статьи не устанавливают обязанности налогоплательщика по её представлению  в налоговые органы. Однако «Порядок заполнения Книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН», утверждённый приказом Минфина РФ от 30.12.2005 г. № 167н, содержит указание на необходимость заверки этого документа должностным лицом налогового органа. Форма Книги, утверждённая тем же приказом, содержит соответствующие графы.


Порядок также не устанавливает сроков представления Книги в налоговые органы для заверки, однако существует письмо Минфина РФ  от 30.07.2008 г. № 03-11-02/85, в котором разъясняются некоторые моменты. Так Книгу, ведущуюся в бумажном виде, нужно заверить в налоговом органе до начала ведения. Если же Книга ведётся в электронном виде и распечатывается на бумаге по окончании налогового периода, то заверяться он должна, естественно, после распечатки. По мнению автора письма, представление Книги в налоговый орган в этом случае должно быть осуществлено в те же сроки, что и представление налоговой декларации.

Наша торговая фирма покупает у поставщика товары импортного происхождения. У нас вызывают опасения небрежно проставленные в счетах-фактурах номера таможенных деклараций. Если эти номера окажутся неверными, могут ли нам отказать в вычете НДС? Можем ли мы спокойно указывать эти ГТД в своих счетах-фактурах или лучше поставить прочерк?

Согласно последнему абзацу п.5 ст. 169 НК РФ налогоплательщик, реализующий импортные товары, несёт ответственность только «за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах». Поэтому в своих счетах-фактурах нужно указывать те же ГТД, что указаны в счетах-фактурах поставщика.


Что же касается сомнительных ГТД в счетах-фактурах поставщика, то НК РФ не предусматривает обязанность налогоплательщика проверять номера ГТД или требовать какие-либо дополнительные товаросопроводительные документы. Поэтому на основании только факта указания поставщиком неверного номера ГТД нельзя отказать в вычете по НДС покупателю, так как в отношении него действует презумпция добросовестности, следующая из п.7 ст. 3 НК РФ. Подобный вывод содержится, в частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа  от 23.01.2008 г. по делу № А05-811/2007, а также в постановлении ФАС Московского округа от 02.07.2008 г. по делу № А40-10806/07-151-72.

 

«Бухгалтерская газета», №22/2008 г.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!