Бюджетный учет образования унитарного предприятия

8 октября 2008 - Администратор

Рассмотрены особенности бюджетного учета создания унитарных предприятий.

По материалам статьи И.П.Курочкиной, опубликованной в журнале "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2008, N 11.

В настоящее время все более актуальны вопросы, связанные с созданием унитарных предприятий для решения вопросов местного значения. В первую очередь это относится к поселениям. Инфраструктура многих из них находится в ветхом состоянии. При этом администрация поселений, выделяя собственные средства из местных бюджетов или получая их из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ на благоустройство поселений, часто находится в затруднительном положении.
К примеру, встречаются ситуации, когда поступающие из другого бюджета средства на выделение субсидий по подстатье 241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" для перечисления их коммунальным организациям расходуются администрациями самостоятельно по причине того, что таких организаций просто уже не существует в поселении. Поэтому некоторые поселения стали создавать унитарные предприятия.
Право на такие действия закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (ст. 17). Также в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" указано, что муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на дату его государственной регистрации. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Он может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Создание муниципального предприятия подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия. Для этих целей используется счет бюджетного учета 20402000 "Акции и иные формы участия в капитале".
Вложения в уставный фонд принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью признается сумма вложений учреждения в приобретение акций и иных форм участия в капитале в соответствии с договором. Аналитический учет по счету ведется по видам финансовых вложений и по объектам, в которые осуществлены эти вложения, в Реестре учета ценных бумаг.
Операции по счету оформляются следующими


Вложение денежных средств:                 Дт 20402530 | Кт 30405530
                                                            Дт 20101610 |
                                                            Дт 20107610 |

Вложение нефинансовых активов:        

а) на сумму балансовой (остаточной)
стоимости имущества:                      Дт 20402530 | Кт 10100410
                                                                       | Кт 10201420
                                                                       | Кт 10300430
                                                                       | Кт 10500440
б) на сумму разницы между стоимостью акций и иных  
форм участия в капитале в соответствии с договором 
и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного    
имущества:                                         
- в части положительной разницы:                    Дт 20402530 Кт 40101171
- в части отрицательной разницы :                    Дт 40101171 Кт  20402630

Списание первоначальной стоимости реализованных     Дт 40101172 Кт 20402630
акций и иных форм участия в капитале: