Индивидуальный предприниматель: путевые листы

12 января 2009 - Администратор

Статья А.Б.Сухова, опубликованная в журнале "Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6.
 

Практически каждое предприятие в своей деятельности имеет дело с путевыми листами. При наличии автотранспорта (даже одной единицы) перед выездом необходимо оформлять путевой лист. Данный порядок в полной мере распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Порядок оформления и использования путевых листов регулируется Министерством транспорта Российской Федерации. Поэтому именно это ведомство издало Приказ N 152 <1>, внесший в указанный порядок любопытные изменения. Данный Приказ опубликован в "Российской газете" 10.10.2008 и вступил в действие 21.10.2008.
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
 

Не забывайте о путевых листах

Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона N 259-ФЗ <2> (далее - Устав) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Из п. 1 ст. 6 Устава следует, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются Минтрансом, так как он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Так вот, п. 2 той же статьи запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Распространяется это правило в том числе и на индивидуальных предпринимателей.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В соответствии с п. 1 ст. 10 Устава водитель предъявляет путевой лист грузоотправителю вместе с документом, удостоверяющим личность, при приеме груза для перевозки. С этого момента исчисляется время подачи транспортного средства под погрузку (п. 2 ст. 11 Устава). Грузоотправитель отмечает его в путевом листе (п. 5 ст. 11 Устава). Такая отметка может служить основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортного средства (п. 6 ст. 35 Устава).
Отметки в путевом листе могут служить обстоятельствами, являющимися основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 1 ст. 38 Устава).
Кроме того, наличие путевого листа, а также обязанность предпринимателей по обеспечению водителей необходимыми путевыми документами предусмотрены п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации <3>, п. 2.6.5 Приказа Минтранса России N 15 <4>, п. 2.3.6 Приказа Минтранса России N 2 <5> (см. также, например, Постановление ФАС СКО от 04.08.2008 N Ф08-4305/2008).
--------------------------------
<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
<4> Приказ Минтранса России от 30.03.1994 N 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте".
<5> Приказ Минтранса России от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".

В свое время был выпущен Приказ Минтранса России N 68 <6>, действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. В нем были приведены формы путевых листов и правила их заполнения. Данные правила были расписаны достаточно подробно, и этим указанный Приказ выгодно отличался от Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, которым при оформлении путевых листов предписано было руководствоваться юридическим лицам.
--------------------------------
<6> Приказ Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".

Индивидуальные предприниматели вправе были при наличии путевых листов, оформленных в соответствии с Приказом Минтранса России N 68, и товарно-транспортных документов учесть в составе профессионального налогового вычета по группе материальных расходов документально подтвержденные чеками контрольно-кассовой техники суммы стоимости топлива и смазочных материалов, затраченных на поездки, связанные с транспортировкой реализуемых предпринимателями товаров (Письмо ФНС России от 06.11.2007 N 04-2-03/003249).
Если путевые листы не соответствовали формам, установленным Приказом Минтранса России N 68, то они не подтверждали факта оказания услуг перевозки (см., например, Определение ВАС РФ от 24.03.2008 N 3755/08).
Однако Приказ Минтранса России N 68 утратил силу согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 152.
Получается, что вновь нет официально утвержденной формы путевого листа для индивидуальных предпринимателей. Правила, приведенные в Приказе Минтранса России N 152, распространяются на индивидуальных предпринимателей, но данный Приказ устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
 

Что надо учесть?

Отметим прежде всего, что если Приказ Минтранса России N 68 был обязателен для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей, то теперь оформлять путевые листы должны все предприниматели, эксплуатирующие легковые или грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, то есть цель эксплуатации значения не имеет.
Обязательные реквизиты, которые должны быть в путевом листе:
- его наименование и номер;
- указание срока действия;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Все перечисленные реквизиты должны были присутствовать и прежде. Конечно, ничего не мешает использовать прежние формы путевых листов, хоть они теперь и необязательны. Видимо, многие так и будут делать, тем более что, наверняка, остались приобретенные бланки. В связи с этим отметим, что перечень реквизитов, предусмотренный Приказом Минтранса России N 152, и их отражение обязательны, но Приказ разрешает размещать дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом (п. 8 Приказа Минтранса России N 152). Однако обратим внимание на нюансы.
Срок действия путевого листа. Путевой лист индивидуального предпринимателя выдавался в случае выполнения водителем задания в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автотранспортного средства (п. 5 Приложения 5 к Приказу Минтранса России N 68).
Теперь допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Никаких условий при этом не указывается. Поэтому требуется срок действия путевого листа отражать в виде даты (число, месяц, год) или двух дат, начало и окончание срока действия, если путевой лист оформляется более чем на один день.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Индивидуальный предприниматель должен указывать в путевом листе свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес (ранее домашний), номер телефона.
Сведения о транспортном средстве. Теперь указываются тип транспортного средства и его модель. Причем тип транспортного средства должен быть отражен и в названии путевого листа, например: "Путевой лист легкового автомобиля". Отметим, что в ранее обязательных для индивидуального предпринимателя формах путевого листа это требование было учтено. Если имеется прицеп или полуприцеп, то указывается и его модель.
Как и прежде, следует отражать государственный регистрационный знак, данные о пробеге (полный километраж), зафиксированные при выезде и возвращении.
Также указывается время выезда с места постоянной стоянки и заезда обратно, причем если путевой лист выдан более чем на один день, то отмечаются не только часы, минуты, но и число, месяц, год. Данные о пробеге и времени выезда проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями. В этом мы находим отличие от Приказа Минтранса России N 68. В п. 9.8 данного документа сказано, что в строке "Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен" при выезде водителя на линию проставляется подпись лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям на проведение предрейсового технического осмотра.
К указанным уполномоченным лицам таких требований не предъявляется. Но вряд ли это что-то меняет на практике. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ N 876 <7> в целях обеспечения безопасности движения транспортных средств на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства РФ от 30.08.1993 N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году".

Такие лица должны проходить периодическую аттестацию согласно Приказу Минтранса России, Минтруда России N 13/11 <8>. В данном Приказе приведен Перечень таких должностей. В него входят:
1) руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности;
2) начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта;
- колонн (маршрутов), отрядов;
3) специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
--------------------------------
<8> Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов".

Если индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя, то все эти отметки он делает сам. Однако он не должен теперь в обязательном порядке заверять каждый путевой лист своей личной подписью, как этого требовал Приказ Минтранса России N 68.
Отметки о прохождении предрейсового осмотра автомобиля должны быть и в том случае, если в качестве водителя согласно путевому листу выступает сам предприниматель (Постановление ФАС ВСО от 31.10.2006 N А69-434/06-9-7-Ф02-5699/06-С1).
Сведения о водителе. Разумеется, надо указывать фамилию, имя и отчество (не инициалы, как прежде) водителя. Кроме того, фиксируются дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Указания таких подробностей не требовал Приказ Минтранса России N 68. Необходима была лишь подпись работника органов здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющего состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством. Видимо, придется для указания времени проведения осмотра найти место рядом с указанной подписью тем, кто продолжит в качестве основы использовать ранее обязательную форму путевого листа, приведенную в Приказе Минтранса России N 68. Кстати, эта подпись должна расшифровываться.
В настоящее время работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств не лицензируются, они не входят в соответствующий Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности <9>. Однако при их оказании рекомендуется руководствоваться Письмом Минздрава России N 2510/9468-03-32 <10>.
--------------------------------
<9> Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".
<10> Письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".

Следует отметить, что отмененные формы путевых листов предусматривают указание номера водительского удостоверения, а также данных лицензионной карточки. Теперь эти сведения не входят в число обязательных реквизитов.
Сейчас на одно и то же транспортное средство можно выдать более чем один путевой лист, если в течение срока его действия водители будут использовать транспортное средство поочередно (посменно). В этом случае дата, время и показания о пробеге при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дата, время и показания о пробеге при заезде транспортного средства на постоянную стоянку - в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку.
Сохраняется обязанность регистрации оформленных путевых листов в журнале их регистрации (можно использовать форму, которая была приведена в Приказе Минтранса России N 68). Храниться путевые листы должны не менее 5 лет, данный срок не изменился.
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 15220 просмотров
Комментарии (1)
МАРИНА # 1 июня 2009 в 01:53 0
Какие "грандиозные" изменения забираються в головы тех,кто эти приказы за разными намерами,всё время изменяют,проснулись утром попили чайку,пожалуйка я сегодня поменяю,что нибудь в том приказе,что годом раньше был написан,а что пожалуй,почему это только иннициалы в путевом листе в графе водителя,пускай замарочаться,полность имя с отчеством пишут,а наследующий раз ещё,что нибудь эдакое придумаю,когда кофе пить буду,а что!?Вдруг на дорогах от этого,смертнось по убавиться.